И так, все началось с того что я купил машину, а так как очень люблю
слушать музыку и практически она везде со мной (музыка), то хотелось
чтобы в авто она была качественной ну и само собой громкой. Где-то на
протяжении месяца сменив около десяти автомагнитол и не получив того
чего я так хотел я залез с головой в Инет. Пообщался на некоторых
форумах и раздобыв немного информации (личное спасибо Rotor, и maximus)
я решил что так просто из автомагнитолы звук не "выбью". Порыскав еще
немного и пораскинув мозгами, было решено сделать мощный преобразователь
и усилитель. Найдя пару нормальных схем преобразователей я "слепил" одну
на мой взгляд отличную. Но так как я хотел делать "вещь" раз и надолго,
то и мощность тоже выбрана можно сказать большая (очем сейчас жалею).
Усилитель я назвал, "АВТО 400".
Ну обо всем по порядку.
Сначала остановился на микросхеме TDA7294V, ну уж больно погромче
захотелось, и отзывы на форумах о ней не очень, то плату правильно
развести, то самовозбуждается, ну короче не понравилась. Пересматривая
журналы "Радиохобби" ст. 10 4/99г. увидел неплохую схему. Усилитель был
выполнен на микросхеме STK4048XI, автор Антон Космела (на рис. 1).
Немного о схеме: L1-намотан на 10-мм каркасе и содержит
18 витков провода ПЭЛ-1,2. Обе микросхемы посажены на радиатор из
алюминиевого П-образного профиля 210Х11Х25 мм. Усилитель не требует
никаких подстроек.
Посмотрев на ее характеристики она мне подходила с "головой". При двух
полярном питании 55 В, и нагрузке 8 Ом она выдавала мощность 150 Вт, а
при 4 Омах 200 Вт (совсем недурно). И это только один канал, два канала
400 Вт при 4 Ом при коэффициенте гармоник не более 0,007% и полосе
частот 20 Гц - 50 КГц. Это все хорошо но чем "кормить" такого "зверя",
это нужен преобразователь как минимум на 400-450 Вт. Так как я не хотел
слушать при таких мощностях 50 Гц "гул" в динамиках от преобразователя,
решено было делать высокочастотный, заодно и размер по меньше. Сказано
сделано, на микросхеме TL494 со стабилизацией выходного напряжения см.
рис. 2 
Немного о схеме преобразователя: трансформатор преобразователя намотан
на ферритовом кольце размером К45Х28Х16 (немного маловато, но другого
под рукой не оказалось). Первичная обмотка намотана "косой" из 8-ми
проводов диаметром 1,2 мм (6,5 витков), вторичная (для стабилизации
выходного напряжения 10 витков), вторична на питание усилителя намотана
"косой" из 4-х проводов диаметром 1 мм, (количество витков перед этим
нужно подобрать, в моем случае 55 витков). После намотки каждая "коса"
разделяется на две части и начало одной половины обмотки соединяется с
концом другой (будьте внимательней, обмотки при подключении должны быть
намотаны в одну и туже сторону, а не как ни на оборот, а то не
заработает). Дросселя намотаны на ферритовом стержне диаметром ~16 мм и
содержит ~10 витков провода диаметром 2 мм. Замены: BC558-КТ626,
IRF540-IRFZ44. 
Усилитель был дополнительно снабжен защитой, ну мало там
чего, а динамики жалко (но это не помогло).
История продолжается.
|